Литературная эпоха, охватывающая конец ХIХ - начало ХХ века, получила название «Серебряный век», по аналогии и в продолжение пушкинского «Золотого века» русской поэзии. «Серебряный век» - уникальное явление в духовной жизни России, культурный феномен, великая эпоха, в которую сформировались как поэты А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, И. Северянин и многие другие выдающиеся мастера поэтического слова. К этой великой плеяде поэтов относился и Максимилиан Волошин.
Он был одной из ярких фигур ренессансного типа, которые украсили эпоху «серебряного века» своей многогранностью. Максимилиан Александрович Волошин родился в Киеве в 1877 году. Его отец рано умер, воспитанием занималась мать - волевая и самобытная женщина. Не желая жить на попечении родственников мужа, она купила в 1893 году участок земли в Коктебельской долине и обосновалась там. Коктебель и стал малой родиной М. Волошина, сыграв важнейшую роль в его судьбе. Во время длительных прогулок душа мальчика оживала, фантазия раскрепощалась. Позже он напишет такие строки:
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить...
До переезда в Крым Максимилиан учился в московской гимназии. Затем снова Москва, он поступил в Московский университет на юридический факультет. Но за участие в студенческих забастовках был выдворен из Москвы и исключён из университета. В 1900 году - ссылка в Среднюю Азию. Это было его первое знакомство с Востоком, о котором он рассказал потом в стихотворении «Пустыня».
И я был сослан в глубь степей,
И я изведал мир огромный
В дни страннической и бездомной
Пытливой юности моей.
От изумрудно-синих взморий,
От перламутровых озёр
Вели ступени плоскогорий
К престолам азиатских гор...
Волошин работал в составе партии геодезистов по прокладке южной части железной дороги Ташкент - Оренбург. В тоже время он активно сотрудничает с редакцией газеты «Русский Туркестан», в которой печатает свои многочисленные путевые очерки, статьи, переводы, стихи.
По возвращении в Москву, в университет Максимилиан не вернулся, а весной 1901 года уехал в Европу. В своей автобиографии он писал: - «Из Средней Азии пути ведут меня на Запад - в Париж, на много лет учиться: художественной форме у Франции, чувству красок - у Парижа, логике - у готических соборов».
За это время Волошин превратился в настоящего эрудита - искусствоведа и литературоведа, анархиста в политике и символиста в поэзии. Он писал: - «Странствую по странам, музеям, библиотекам... Кроме техники слова, овладеваю техникой кисти и карандаша...». М. Волошин за эти годы приобрёл литературное имя. Его стихи появились в печати в 1903 году, а первый сборник - в 1910.
Из Европы поэт часто приезжал в Коктебель, а в 1917 году вернулся сюда навсегда. Революция и гражданская война стали толчком к ещё одной серьёзной трансформацией Волошина. Ученик французских мэтров, европеец, он обратился душой и помыслами к России. И в своём творчестве он нашёл столь пронзительные и точные слова о совершающемся, что они проникли в сердце каждого. Свою любовь к родине поэт доказал жизнью. Когда весной 1919 года к Одессе подходили григорьевцы, и друзья звали Волошина ехать с ними за границу, он ответил: «Когда мать больна, дети её остаются с нею». Не поддался он соблазну и в ноябре 1920 г., во время «великого исхода» из Крыма «белых», перед вступлением туда войск Фрунзе. Волошин не был сторонником революционной диктатуры. Но он отрицал и контрреволюционный террор. Согласно своим убеждениям, лютой классовой ненависти он противопоставил чувство доверия к каждому честному человеку. Он спасал в своём доме большевиков, он же помог выехать из Крыма офицеру белой гвардии Сергею Эфрону - мужу Марины Цветаевой. Жизнь его висела на волоске. Но пройдя через все ужасы, при наступающем голоде, он выстоял.
Свой дом в Коктебеле М. Волошин построил ещё в 1903 году, но, строя дом для себя, он строил его и для прочих. Кто только не побывал при его жизни в этих стенах! Писатели М. Горький и М. Булгаков, поэты М. Цветаева и А. Белый, художники, музыканты, актёры, учёные... И все, кто бывал в этом Доме, чувствовали сказочную атмосферу всеобщего братства, и чувство это исходило из величественной фигуры Хозяина. Это был поистине Дом творчества. За год в нём бывало до 400 человек, при чрезвычайно скудных материальных возможностях Хозяина.
К этому времени Волошин стал писать стихи реже. Зато сполна раскрылся его талант художника-акварелиста. Каждое утро он выходил на взморье или горную долину, всматривался, запоминал и лишь затем, возвратясь в мастерскую, рисовал. Писал акварели М. Волошин ежедневно и дарил их посетителям Дома в день отъезда.
М.А. Волошин - поэт-странник, поэт-философ, художник - достойно прошёл свой особый творческий и жизненный путь, в этом году 28 мая отмечается 145 лет со дня его рождения.