В 1929 году в Советском Союзе началась просветительская кампания «Библиотечный поход», проходившая в нашей стране под лозунгом «Книгу ― в массы!». Знаменитую просветительскую кампанию возглавляла общественный и государственный деятель, организатор библиотечного дела в СССР Надежда Константиновна Крупская. Портал «Научная Россия» рассказывает об истории события, популяризации чтения и цензуре того времени.
«Ни одного предприятия без библиотеки, ни одного предприятия без книгоноши», «Создадим общество друзей книги», «Организуем вокруг библиотек партийную, советскую и профессиональную общественность», «Библиотеку и книгу на рабочие окраины», «Больше книг в библиотеки» ― эти и десятки других лозунгов, призывающих к чтению, звучали в печати, по радио и на общественных собраниях. Библиотека должна быть активным помощником в выполнении пятилетнего плана, а книги ― стать доступными для всех слоев населения.
Участие в походе государственной важности принимали тысячи людей: среди них не только представители библиотечного дела, но и огромное число добровольцев.
Событие послужило толчком для развития сети библиотек, открытия центров культурно-просветительской работы в деревнях и селах, увеличения количества книгоношей ― специалистов, занимающихся доставкой книг. При этом далеко не все книги были в почете у организаторов пропаганды чтения и библиотечного дела.
В СССР существовал так называемый черный список Крупской — составленный лично Надеждой Константиновной перечень книг, запрещенных к распространению и подлежащих изъятию из общедоступных библиотек.
Подобные запреты стали шоком для многих отечественных литераторов. Так, например, в 1924 г. Максим Горький писал французскому автору Ромену Роллану: «Лично для меня, человека, который всем лучшим своим обязан книгам и который любит их едва ли не больше, чем людей, для меня — это хуже всего, что я испытал в жизни».
Советский агитационный плакат. Иллюстрация из открытых источников
Тем временем пропаганда чтения в СССР продолжалась. Библиотечный поход 1929 г. стал естественным продолжением знаменитой кампании по обучению неграмотных подростков и взрослых чтению и письму в СССР под названием «Ликвидация безграмотности». Подобные инициативы имели широкий размах и были беспрецедентными в истории нашей страны. Стремительные образовательные реформы, произошедшие в Советском Союзе 1920-х гг., удивляли гостей, приехавших в СССР.
Урок литературы на заводе «Красный богатырь». Начало 1930-х гг. Фото: Sovfoto / UIG via Getty Images
По словам специалистов, благодаря кампании «Книгу ― в массы!» удалось улучшить содержание библиотек по всей стране и заинтересовать литературой большое количество людей. Уже к началу 1930‑х гг. количество библиотек в Советском Союзе по сравнению с дореволюционным периодом увеличилось более чем в три с половиной раза, а книжный фонд ― в десять раз.
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)