«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее».
В. Сухомлинский
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Школа – это образ детства! Яркие, живые впечатления о любимой школе, одноклассниках и учителях остаются с нами на всю жизнь. Что именно мы вспоминаем о школе, когда становимся взрослыми? В центре нашего познания жизни – наши учителя – создатели среды нашего взросления!
Вопросами образования и воспитания в допетровскую эпоху в России занималась семья и церковь. Именно в этот период был заложен фундамент школы как духовно - нравственного института. Особая атмосфера православного монастыря или храма сразу настраивала детей на благоговейный лад и возвышала душу. Церковные книги и наставники монахи были первыми, кто открывал детям путь к знанию.
Следующий период начинается с преобразований Петра I. В 1701 году была открыта школа математических и навигационных наук – техническое училище широкого профиля, где готовились специалисты по мореплаванию, геодезии, картографии. Окончившие школу направлялись служить во флот и в гвардию, назначались инженерами, учителями, а также продолжали обучение за границей. В 1715 году высшие классы были переведены в Санкт-Петербург, где на их основе образовалась Морская академия. Были открыты артиллерийские, инженерные, хирургические школы и разноязычные школы, которые являлись прообразом будущей гимназии. Они давали гуманитарное общее образование, при этом основное внимание было направлено на изучение иностранных языков, но в учебный план входили и такие предметы как философия, танцы и верховая езда. Дети духовенства учились в духовных семинариях и епархиальных школах. В 1725 году уже после смерти Петра I в Санкт-Петербурге была открыта Академия наук.
Существенные изменения в области народного образования произошли в 1917 - 1920 годы. С 1918 года запрещалось преподавание религиозных вероучений и школа была объявлена светской. Новая образовательная система создавалась на основе «Декларации о единой трудовой школе». Декларация провозглашала демократические принципы единой школы, общедоступной, бесплатной, светской. С 1919 года начали функционировать рабочие факультеты. Образовательную государственную систему дополнили дошкольные учреждения и детские дома для безнадзорных детей.
В послереволюционные годы зарождается советская педагогика. На первый план были выдвинуты задачи социального воспитания трудящихся, прежде всего крестьян. Осуществление классово-пролетарского подхода к воспитанию в общеобразовательной школе связывалось с преобразованием всей школьной жизни, чтобы в педагогическом процессе целенаправленно формировать коммунистическое сознание и поведение личности школьника.
Была объявлена кампания по ликвидации неграмотности.
С середины 1960-х годов переход к всеобщему среднему образованию был поставлен в центр школьной политики. Право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего, было закреплено в Конституции СССР 1977 года. Отечественная школа имела свои взлеты и падения, она преодолевала трудности вместе со всей страной и, конечно, имела своих героев - выдающихся педагогов, практиков и теоретиков воспитания и образования. Среди них Сухомлинский, Ушинский, Макаренко – педагоги, чьи имена известны далеко за пределами России. В советский период в стране удалось сделать едва ли не лучшую в мире систему образования. Школа живет и динамично развивается и в наше время.
«Твой учитель не тот, кто тебя учит,
а тот, у кого учишься ты».
Ричард Бах
Далее: http://lerm-cbs.ru/images/buklet/buk_pedagog_na_vse_vremena.pdf