Сетевая "Родники народные" к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов.
Много сотен лет назад из далеких монгольских земель прибыли в широкие приволжские степи предки современных калмыков. Живут калмыки в Республике Калмыкия. Столица Калмыкии — город Элиста.
Первые сведения о калмыках относятся примерно к Х в. н. э. В «Сокровенном сказании» монголов (ХIII в.) они упомянуты под названием ойратов. В те давние времена ойратские кочевые племена обитали к западу от Байкала. Три столетия спустя они были вынуждены покинуть земли своих предков. Тогда часть ойратов начали свое продвижение на запад и в конце ХVI в. появились в русской Сибири. В России ойратов стали называть калмыками. К середине ХVII в. калмыки расселились уже по берегам Волги и Дона, где частично смешались с различными тюрскими народами, но сохранили свой исконный язык и веру. Калмыки единственный народ в европейской части России, говорящий на одном из монгольских языков и исповедующий буддизм.
Калмыки — отличные наездники и воины. В 1608-1609гг. Калмыки добровольно признали российское подданство и в дальнейшем принимали во всех войнах, которые вела Россия. Так, в частности, калмыцкая конница участвовала в Персидском походе Петра I, а в Отечественную войну 1812 г. три полка калмыков вместе с русскими войсками дошли до Парижа.
Район современного проживания калмыцкого народа — степи, с континентальным климатом: с очень жарким летом, когда дуют суховеи, и суровой, также ветреной зимой.
Основным занятием калмыков традиционно является скотоводство, они разводят крупный рогатый скот, овец, коз, лошадей и двугорбых верблюдов.
Издавна у них хорошо развиты художественные ремесла — вышивка ( особые многоцветные швы на одежде), обработка металла (чеканка и гравировка), тиснение по коже, резьба по дереву.
Культура калмыков богата и разнообразна, имеет многовековую историю.
Калмыцкая художественная литература возникла на базе богатого национального фольклора. Сказания и легенды, пословицы и поговорки, песни, йорэлы (благожелания), маггалы (величия), харалы (заклинания), сказки и вершина всего народного творчество — эпос «Джангар» (15 в.) - являются весомым вкладом в сокровищницу мировой литературы.
Современные калмыки с трепетом относятся к старинным обычаям и верованиям. Такие праздники, как Зула (праздник Нового года), Цаган Сар (праздник встречи весны), Урюс (праздник единства земли и воды) широко отмечаются и любимы в народе.
Узнать до конца кто такие калмыки, проникнуть в их степную душу, постичь глубину веры и традиции непросто. Малочисленная народность хранит обычаи предков, будучи частью прогрессивного общества.