Версия для слабовидящих

Новости

Аварцы — смелость волка и свобода орла

Аварцы — храбрый и независимый горный народ, на протяжении всей своей истории сохранявший независимость: завоевать его не удалось никому. В древности их тотемными животными были волки, медведи и орлы — сильные духом и телом, свободные, но преданные родным краям.

Точное происхождение названия народа неизвестно. Первое достоверное упоминание названия относится лишь к 1404 году. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана, наряду с аланами, черкесами и лезгинами. По одной из версий, оно связано с древним кочевым народом авары из Центральной Азии, который в VI веке мигрировал в Центральную Европу, а затем на Кавказ. Эта версия подкреплена археологическими находками на территории современного Дагестана: богатыми захоронениями людей азиатского типа.

Другая версия связана с правителем раннесредневекового государства Сарир по имени Авар. Часть исследователей сходится во мнении, что предками царей Сарира были те самые аварские племена. В период расселения по Европе они прошли до Кавказа, где и основали Сарир или, по крайней мере, оказали значительное влияние на его становление.

По третьей версии, название народности дали тюркские племена, которые и донесли его до русских. В тюркском языке слова «авар» и «аварала» значат «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Определения соответствуют аварскому характеру, однако в тюркском языке эти слова были нарицательными и могли относиться к любым людям, предметам или группам.

Сами же аварцы назвали себя маарулалами (на аварском языке магIарулал). Происхождение слова неизвестно, и большинство исследователей считает его непереводимым этнонимом. Однако существует версия, что слово переводится как «горец» или «верховный».

Интересно, что сами аварцы так себя никогда не называли. Они либо использовали общее для всех кавказских народов слово «магIарулал», либо представлялись по названию местности или общины, в которой проживают.

 В мире насчитывается более 1 миллиона представителей аварской нации. Большая часть нации находится на территории Российской Федерации: 912 000 человек, 850 000 из них проживают на своей исторической родине — в Республике Дагестан. Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них: Калмыкия, Чечня, Азербайджан, Грузия, Казахстан. Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.

Говорят аварцы на языке, относящемся к нахско-дагестанской языковой семье. Аварский язык имеет два наречия: северное и южное, каждое из которых, в свою очередь, делится на множество диалектов. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности. Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.

Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.

К основным внешним признакам этой группы относят: белую кожу; глаза зеленого, карего или голубого цвета, а также переходных оттенков, например, зелено-карего; «орлиный» или ровный высокий нос; рыжие, темно-каштановые, темно-русые или черные волосы; узкая и выступающая челюсть; большая голова, широкие лоб и средняя часть лица; высокий рост; крупное или атлетическое телосложение. Многие аварцы до сегодняшних дней сохранили внешность, не похожую на облик других кавказских народностей. Однако влияние соседних аланцев, чеченцев, лезгинов не могло не сказаться на облике аварцев.

 Мужская одежда в Аварии была такой же, как у горцев всего Дагестана. Она состояла из нательной рубахи с воротником-стойкой и простых штанов. Поверх рубахи носили бешмет (гужгат) - что-то вроде современного пиджака или лёгкой куртки. Зимой к бешмету пристёгивалась ватная подкладка. Ну, и, конечно, черкеска с газырями. Черкеску обязательно перетягивал ремень, на котором висел кинжал. От холодов спасали шубы из овчины: с рукавами, шубы-накидки без рукавов и с длинными ложными рукавами, которые использовали как карманы, меховые безрукавки. На голову надевали лохматую папаху из овчины. А по торжественным случаям – из каракуля.

Бурка — наплечная одежда, свалянная их шерсти уникальных андийских коз черного или белого цвета. Накидка отличалась прямым кроем, зауженными плечами, отсутствием застёжек, широким подолом, способными укрывать не только хозяина, но и лошадь. Благодаря этому бурка служила в качестве бронежилета и щита: в ней застревали пули, её невозможно было прорубить кинжалом или шашкой. О воинах в чёрных одеждах, об исключительных свойствах наряда упоминали ещё античные источники, о них знали по всему миру. Андийская бурка — символ горцев Кавказа, в XIX столетии стала модным предметом гардероба российских военных. Не раз о бурке писали Пушкин и Лермонтов. Символ революции Василий Иванович Чапаев навсегда останется в народной памяти облачённым в национальный андийский костюм.

«Две вещи должен беречь горец: свою папаху и своё имя. Папаху сбережёт тот, у кого под папахой есть голова. Имя сбережёт тот, у кого в сердце огонь» (Расул Гамзатов).

  Женская одежда значительно различалась в зависимости от региона: по ней можно было определить не только место жительства, но также социальный и семейный статус. Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи. Под рубаху надевали штаны. Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, поэтому её украшали отделкой. В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застёжками, надевали поверх рубахи расклешённые шёлковые накидки. Молодые девушки предпочитали ткани зелёного, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали чёрные и коричневые цвета. Традиционный головной убор — чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок. Аварские женщины носили много серебряных украшений: кольца, пояса, серьги, браслеты, а серебряными монетами обшивали наряды. Интересно, что аварские женщины предпочитали золоту серебро, и в их украшениях золото раньше не встречалось. Распространены были так называемые «шумящие» кольца: ободок кольца обрамляли короткими подвесками, монетами, полыми (пустыми внутри) шариками, которые при движении издавали звук. Считалось, что их звон отпугивает плохое и привлекает хорошее.

Волосы заплетали в косы. Девочкам до трёх-четырёх лет, а в многодетных семьях до семи-восьми лет, обычно брили головы, оставляя лишь чёлку на лбу и пряди на висках.

 Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трёхэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха. В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-100 м2, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей.

Селились аварцы родственными общинами — тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения — от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нём участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов. Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья. 

Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стада составляли овцы, порядка 20% — крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу. Земледелие было террасное, пахотное. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.

Процветали ремёсла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц: тёплые шерстяные носки, шали и платки, перекидные сумки из войлока, сукноделие, вышивка, золотыми нитями, плетёные ковры. Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

 Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями: любовными, военными, плачами, героическими, историческими, колыбельными. Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них: струнные инструменты: чагур и комуз; язычковые: зурна и ясты-балабан; ударные: бубен и барабан; смычковый: чагана; свирельного типа: лалу.

 Застольный рог. Серебро, чернь, гравировка, рог. Мастера Б. Гимбатов и М. Батыралиеи. Аварцы, с. Гоцатль. 1968

Традиции аварцев базируются на кавказском кодексе чести — адатах. В целом можно выделить следующие традиции: уважение старших; гостеприимство; институт куначества, или побратимства; социальная дистанция между мужчинами и женщинами; кровная месть.

Для аварцев, как и для остальных народов Дагестана, характерно традиционное уважение к старшим. Так, при любом собрании место старших всегда в центре. Если рядом идут двое мужчин, то почётная правая сторона всегда уступается старшему из них. Если супруги идут по улице, то муж всегда впереди на один-два шага. При встрече путников предпочтение оказывается тому, кто спускается с горы. Невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свёкрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свёкра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда.

В аварских семьях всегда существовало чёткое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

В аварских обрядах гостеприимства гость обладает привилегиями перед хозяином независимо от возраста и ранга. Каждая аварская усадьба имела в своем составе кунацкую – помещение для гостей-мужчин, которая была готова к приему гостей в любое время суток. Более того, постоянное поддерживание в ней порядка и наличие неприкосновенного запаса лучшей провизии считалось делом чести для хозяина. Гость мог прибыть в любое время и поселиться в кунацкой, даже не оповестив об этом хозяина.

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребёнка. Желанием каждой аварской женщины было родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало её авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала. Односельчане узнавали о рождении ребёнка по звукам выстрелов из ружья. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца. Имя ребёнку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

А вот как выглядит зажигательный аварский танец: 

">Аварский танец 

Материал взят из  https://travelask.ru/articles/avartsy-smelost-volka-i-svoboda-orla-v-gorah-dagestana

 

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.