Организована июльская беседа литературного клуба «I2 стульев».
Участники литературного клуба «I2 стульев» прочитали и обсудили произведения зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения, определили специфические особенности поэтики художественного текста этих эпох, ознакомились с биографией крупнейших фигур литературного процесса этих эпох и их вкладом в складывание западноевропейской и мировой литературной традиции.
С конца 80-х годов XVI века драматургия английского Возрождения вступает в пору зрелого мастерства. Каждый новый автор, почти каждое новое произведение обогащают драму новыми идеями и художественными формами. Драматургическое творчество становится профессиональным. Появляется плеяда драматургов с университетским образованием и учёными степенями. Они получили классическое гуманитарное образование, были начитаны, знали сюжеты греческой и римской литературы, знакомы с сочинениями итальянских и французских гуманистов. Роберт Грин и Кристофер Ма́рло получили в Кембридже дипломы бакалавра и магистра искусств. Джон Лили, Томас Лодж, Джордж Пиль получили учёную степень в Оксфорде. Один Томас Кид не кончил университета, но он учился в одной из лучших лондонских школ. К этому времени гуманизм представлял собой вполне оформившееся учение, и им оставалось только воспринять его.
Многие писали для народного театра. Один только Лили с самого начала ориентировался на «избранную» придворно-аристократическую публику.
Перу Джона Лили (1553–1606) принадлежит восемь пьес: «Александр и Кампаспа» (1584), «Сафо и Фаон» (1584), «Галатея» (1588), «Эндимион, или Человек на луне» (1588), «Мидас» (1589–1590), «Матушка Бомби» (ок. 1590), «Метаморфозы любви» (ок. 1590), «Женщина на луне» (ок. 1594).
В комедиях Лили преобладает любовная тематика, только в «Мидасе» были элементы политической сатиры на испанского короля Филиппа II да в «Матушке Бомби» – черты бытовой сатиры. Как правило, действие у Лили происходит в условной обстановке. Герои его наполовину книжные, наполовину реальные. Разговаривают они весьма своеобразным светским жаргоном.
Лили явился создателем особого стиля «эвфуизма», получившего свое название от романа Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия» (1579). Стиль речи, разработанный Лили, был тесно связан с идеологической концепцией, лежавшей в основе всего его творчества.
Характерные признаки эвфуистического стиля: риторичность, обилие метафор и сравнений, антитезы, параллелизмы, ссылки на античную мифологию.
Эвфуизм оказал значительное влияние на литературный язык эпохи, в том числе и на язык драматических произведений.
Крупнейшими представителями народной драмы до Шекспира были Грин, Кид и Марло.
Первый драматический опыт Роберта Грина (1558–1592), «Альфонс, король Арагонский» (1587) – пьеса, изображающая необыкновенные подвиги и грандиозные победы героя, завоёвывающего корону и любовь прекрасной девушки. Романическую основу имеет также инсценировка «Неистового Роланда» (1588).В произведении «Монах Бэкон и монах Бонгей» (1589) Грин не отделяет науку от магии. Существенным элементом пьесы является её связь с фольклором. Сюжет имеет корни в английских народных легендах о средневековом учёном Роджере Бэконе (XIII в.), создавшем очки и обосновавшем принцип построения телескопа.
В «Иакове IV» (1591) Грин, как и другие драматурги эпохи, использовал исторический сюжет для трактовки политических проблем. Как впоследствии Шекспир, он ставит вопрос о личности короля, считая, что от этого зависит, будет ли правление справедливым или несправедливым.
Как правило, пьесы Роберта Грина имеют счастливую концовку.
Томас Кид – одна из интереснейших и вместе с тем наиболее загадочных фигур английского Возрождения. Даже даты его рождения и смерти в точности неизвестны.
Согласно предположениям исследователей, Кид был автором пяти пьес. Первой по времени была «Испанская трагедия».
Предполагают, что Кидом же была написана первая часть трагедии «Иеронимб», в которой изображены события, предшествующие «Испанской трагедии».
Далее Киду приписывается авторство пьесы, пространное заглавие которой гласит: «Трагедия Солимана и Персиды, в которой изображается постоянство в любви, непостоянство судьбы и торжество смерти».
А также с уверенностью можно говорить об авторстве Кида по отношению к трагедии «Помпеи Великий и прекрасная Корнелия».
Наиболее замечательной из всех этих драм была «Испанская трагедия», положившая начало жанру «кровавой драмы».
Эта драма придворных интриг и жестокой мести представляет значительный интерес как по своим художественным особенностям, так и по своей идеологической направленности.
Отказавшись от готовых сюжетов античного или средневекового происхождения, Кид сам изобрел фабулу своей трагедии, действие которой происходит в современной ему Испании, в 80-х годах XVI века. Он наполняет пьесу бурными страстями, стремительно развивающимися событиями и патетическими (страстными, взволнованными, пафосными) речами.
В «Испанской трагедии» есть черта, выделяющая эту пьесу из массы современной драматургической продукции. Это её исключительная театральность и сценичность. Преодолев схематизм литературной, «академической» драмы, Кид как бы возродил на новой основе элементы наглядности и действенного зрелища, характерные для мистериального театра. В числе новаторских элементов драматургии Кида следует отметить также введение им «сцены на сцене» – приёма, содержавшего богатые сценические возможности и неоднократно затем использованного Шекспиром.
Крупнейшим из предшественников Шекспира был Кристофер Марло (1564–1593). Первая пьеса Марло появилась в 1587 году, а пять лет спустя он пал жертвой полицейского террора правительства Елизаветы. Несмотря на кратковременность своей деятельности, Марло оставил весьма значительное драматургическое наследие.
Первая трагедия Марло буквально потрясла современников. Ни одно произведение сцены до того времени не имело такого успеха, какой выпал на долю «Тамерлана» (1-я часть–1587, 2-я часть;–1588). Герой трагедии – простой пастух, становящийся полководцем и покоряющий многочисленные царства Востока.
«Тамерлан» – это апофеоз сильной личности, гимн человеческой энергии. Герой трагедии воплощает в себе дух эпохи, когда произошло раскрепощение личности от феодальных оков. В Тамерлане несомненно есть черты буржуазного индивидуализма. Его высшее стремление – безграничная власть над миром и людьми. Он отбрасывает старые моральные принципы и считает, что единственным законом является его воля. Марло избрал героем драмы человека, поднимающегося с самых низов на вершину власти и могущества. Народному зрителю того времени должен был импонировать этот пастух, побеждающий царей и заставляющий их служить себе. «Тамерлан» стал вызовом старому миру и демократический зритель, конечно, радостно аплодировал этому зрелищу.
Такой же вызов содержала в себе «Трагическая история доктора Фауста» (1588–1589). Здесь герой тоже является титанической личностью. Но если Тамерлан желал достигнуть безграничной власти над миром посредством воинских подвигов, то Фауст стремится к той же цели посредством знания. Заимствовав сюжет из немецкой народной книги о чернокнижнике докторе Фаусте, Марло создал типично ренессансное произведение, отразившее важнейшую черту эпохи – зарождение новой науки. «Фауст» – самое трагическое из творений Марло, ибо здесь обнаруживается тот тупик, в который заходит человек, отвергающий в своём стремлении к свободе все нормы морали.
«Мальтийский еврей» (1592) обозначает новую ступень в развитии мировоззрения Кристофера. В отличие от первых двух драм, возвеличивавших личность, здесь Марло выступает с критикой индивидуализма.
Если в первых двух его пьесах богатство изображалось Марло в качестве одного из средств для удовлетворения потребностей человека, то в «Мальтийском еврее» драматург показывает пагубное влияние золота на характер. В образе Барабаса, воплощающем типичные черты буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, Марло, как гуманист, заклеймил стяжательство и корыстолюбие буржуазии.
В смысле глубины социального прозрения «Мальтийский еврей» Марло приближен к «Венецианскому купцу» и «Тимону Афинскому» Шекспира.
«Эдуард II» (1593) – историческая хроника, насыщенная политическим содержанием. Эдуард II – слабовольный, изнеженный король, раб своих страстей, капризов, причуд. Слабому королю противостоит энергичный и честолюбивый Мортимер, поднимающий мятеж для того, чтобы захватить власть в свои руки. Он притворяется охранителем общих интересов. Слабость Эдуарда и сила Мортимера противостоят друг другу, как две стороны эгоизма.
В пьесе «Парижская резня» (1593) имеет своим сюжетом события Варфоломеевской ночи. Марло показывает здесь последствия религиозной нетерпимости и пользуется этим для своей всегдашней критики религии.
Последнее произведение Марло – «Трагедия Дидоны, царицы карфагенской» (1593) – осталось незаконченным. Его дописал Томас Нэш.
Драматургия Марло – одно из наиболее значительных явлений в развитии английской дошекспировской драмы эпохи Возрождения. В трагедиях Марло получил выражение пафос утверждения личности, освободившейся от средневековых феодальных связей и ограничений.
Джон Лили, Джордж Пиль, Роберт Грин, Томас Кид, Кристофер Марло развили жанры трагедии, комедии и исторической хроники, усложнили характеры героев, обогатили художественный язык и подготовили почву для Уильяма Шекспира.