Русское устное народное творчество прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Жанровый состав его богат и разнообразен. Он включает в себя сказки, пословицы, загадки, поговорки, легенды, предания и многое другое, что есть у народов других стран. Но в устном народном творчестве других народов нет былин, частушек, дум, колядок, героических эпических песен.
Весь русский фольклор можно разделить на обрядовый, который связан с каким-либо обрядом и необрядовый, который существует в народе сам по себе. Обряды в свою очередь бывают календарные и семейные.
Календарные обряды сопровождаются специальными песнями, которые и назывались по названию праздника: масленичные песни, святочные колядки, веснянки, семицкие песни и другие.
Начинался год с новогодних, святочных обрядов, которые праздновались с 24 декабря по 6 января. Во время святок проводились различные игры с ряжеными, гадания, которые определяли судьбы на целый год. Молодёжь ходила по улицам и под окнами домов пели колядки – новогодние поздравления. За эти поздравления они получали подарки.
Ты, хозяин, не томи Ты, хозяин, не томи, |
Маленький хлопчик Маленький хлопчик Щедрик-Петрик, |
Гадания с особыми песнями, которые назывались «подблюдные», предсказывали, какая из гадающих девушек в этом году выйдет замуж.
Масленичные песни связаны с обрядом встречи и обрядом проводов Масленицы. Эти песни - весёлые и жизнерадостные.
Приезжай к нам в гости, масленица, на широкий двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцам потешаться! |
Как на масленой недели Со стола блины летели, И сыр, и творог- Все летело под порог! Девки, Масленка идет! Кто нас покатает? У Петрушки на дворе Сивка пропадает. |
Когда наступал семинедельный великий пост, дети, по обычаю, разносили печенье в форме жаворонков и исполняли песни-веснянки, чтобы весна пришла быстрее.
Уж ты пташечка, Ты залётная! Ты слетай На синё море, Ты возьми Ключи весенние, Замкни зиму, Отомкни лето! Жаворонок, Жаворонок! На тебе зиму, А нам лето! На тебе сани. А нам телегу! |
Жаворонки прилетите, |
Егорьевские песни были связаны с весенним Егорьевым днём 23 апреля, когда крестьяне первый раз выгоняли стадо в поле. Молодёжь в этот день ходила по дворам и пела егорьевские песни, в которых они желали хозяину благополучия ему и его животным.
Царь полевой, царица полевая, |
Телоньки, телитесь! |
Вьюнишные песни исполнялись после пасхальной недели и связаны были с поздравлением молодых супругов, обвенчавшихся в прошедший год. А на седьмой неделе после пасхи, которая называлась семицкой, в четверг, который назывался Самиком, накануне Троицы, совершался обряд «завиванья венка» из берёзы. Гадания на венках сопровождались задушевными, лирическими семицкими обрядовыми песнями.
Йо, йо, березынька, Йо, йо, кудрявая! Семик честной да Троица -Только, только У нас, у девушек, И праздничек! |
Березынька кудрявая, Кудрявая, моложавая, Под тобою, березынька, Всё не мак цветет, Под тобою, березынька, Не огонь горит, Не мак цветет- Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя, березынька, Всё песни поют. |
Летом и осенью обрядов были мало, потому что люди были заняты на полевых и других сельскохозяйственных работах. Купальные обряды на праздник Ивана Купалы нашли своё отражение в песнях. Так, одна из них начинается так:
«Ходил чижик по улице,
Собирал девок на Купальню:
Ну-ка, девки на Купальню,
Ну-те да вы, девки, на Купальню!»
Обрядовые осенние песни связаны с заботой о хорошем урожае, с началом жатвы, с первым и последним снопом.
Вместе с календарными обрядами, которые проводились всем селом или деревней, проводились обряды, которые были связаны с жизнью одной семьи. Они получили название семейно-бытовые обряды.
Эти обряды были связаны с рождением человека, чтобы обезопасить новорождённого, положительно повлиять на его судьбу, уберечь от всего плохого и сделать его жизнь счастливой и благополучной. Ребёнку читали заговоры, пели колыбельные песни с пожеланиями счастья.
Свадебные обряды были самыми значительными, занимали много времени. Исполнялись заговоры, жениха и невесту обязательно обсыпали хмелем или зерном, чтобы они были богатыми. Невесте сажали на колени малыша-крепыша, чтобы она родила здоровых детей. Невеста исполняла свадебные причитания о её переживаниях с предстоящим выходом замуж. Свадебную обрядность всегда сопровождали песни, которые исполнялись хором. Они были грустные и весёлые и отличались высокой поэтичностью.
Малым жанром устного народного творчества является пословица. Ей свойственна краткость и простота. Пословицы рождаются в бытовой разговорной речи. В пословице обобщён богатый опыт народа, его мудрость, его наблюдения над природой, жизнью, человеком. Очень многие писатели высоко ценили пословицы, использовали их в своих произведениях. Максим Горький писал: «В простоте слова – самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Поговорки - тоже относятся к малым жанрам устного народного творчества. От пословицы она отличается тем, что имеет конкретное содержание, делает речь выразительной и образной. Поговорка проще пословицы, потому что в пословице делаются определённые выводы и обобщения. Например: «Чудеса в решете» - поговорка, а «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда» - пословица. С помощью поговорки можно дать портретную характеристику человеку, его качествам, особенностям его характера или его действиям: «Красна, как маков цвет», «Говорит, что родит», «Ходит именинником», «Семь пятниц на неделе».
Ещё один представитель малого жанра фольклора русского народа – загадки. Как правило отгадать загадку бывает очень трудно. Нужно обладать сообразительностью, развитым образно-ассоциативным мышлением. А чтобы составить загадку, следует обычным предметам и мыслям придать метафорическую форму выражения: «Без рук без ног, а рисовать умеет» (мороз). Русские народные загадки в их подлинном виде были впервые опубликованы В.И. Далем в сборнике «Пословицы русского народа».
Сказка – любимый многими жанр русского устного народного творчества. В сказках рассказывается о необычных, удивительных, а часто таинственных и страшных событиях. Положительный герой сказки преодолевает препятствия, борется со страшными, злыми чудищами и побеждает их, достигает заветной цели. Заканчивается сказка почти всегда счастливой концовкой. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Среди многих сборников сказок важное научное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки», в который входят сказки с многих краёв России, записанных для Афанасьева его собирателями, среди который был и В.И. Даль. В этом сборнике сказки были классифицированы на три раздела: сказки о животных, сказки волшебные и сказки бытовые.
Предания в народе называют «былями» или «бывальщинами». Для них характерна историческая тематика, рассказ об очень далёком прошлом, об исторических личностях. В этом заключается их ценность. От сказок они отличаются тем, что в них повествуется о реально существующих фактах, событиях и героях. Предания об Иване Грозном, Степане Разине, Ермаке, Пугачёве, Петре Первом, Суворове, Кутузове и Платове наиболее яркие, содержательные, и популярные.
В легенде, как и в предании, повествование ведётся о прошлом. Только события и действия героев легенд вымышлены и в них немало фантастического. Русские народные легенды бывают о сотворении мира, о происхождении земли, неба, звёзд, солнца, луны. Прочитав легенды о животных можно узнать почему у зайца передние лапы короче задних, почему собака и кошка постоянно ссорятся. Легенды бывают о Боге, о святых, о наказании злых персонажей и о прощении грешников и легенды, в которых сбываются мечты народные и наиболее популярные легенды о чудесах, которые случаются в природе при надвигающейся на Россию опасности. В легендах содержится народное понимание действительности, религиозные поучения, сатира и юмор.
Былины – русские народные эпические песни с героическим сюжетом, героическим мотивом. В былинах описаны события далекого прошлого. В центре сюжета обычно подвиг богатыря, битва с врагами Русской земли. Богатырь побеждает несметные полчища врагов или вражеского богатыря-великана. Победа русского богатыря имеет большое значение для Русского государства. Богатырь обладает большой силой, ростом, смелостью, мужеством. Важной идеей былин служит идея единства Русской земли.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. В русском фольклоре проявляется единство, общность нации, в нём выражены идеалы, стремления, воззрения всего народа. Максим Горький, обращаясь к писателям, говорил: «Повторяю: начало искусства слова – в фольклоре. Собирайте фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его».