Версия для слабовидящих

Новости

Выставка «Есть контакт»

22 июля отмечается Всемирный день мозга.

Человеку известно многое о своем мозге благодаря научным исследованиям.
Мозг состоит из миллиардов нейронов, которые обрабатывают информацию и передают сигналы по всему организму. Он контролирует все функции организма, включая движения, речь, чувства, память, мышление и многое другое.
Мозг состоит из различных областей, каждая из которых отвечает за определенные функции. Например, кора головного мозга отвечает за мышление, планирование и принятие решений.

Мозг использует электрические и химические сигналы для коммуникации между нейронами, способен на пластичное изменение, связанное с адаптацией в ответ на новые условия жизни или обучение, а также на формирование новых связей между нейронами (синапсами) в процессе обучения и запоминания информации.

Существует распространенный миф о том, что мы используем только 20% своего мозга. Однако фактические исследования показывают, что мы используем практически все области нашего мозга, хотя не все одновременно и не с одинаковой интенсивностью. Головной мозг человека подразделен на несколько областей, каждая из которых имеет собственное предназначение. Поэтому активность различных его частей меняется в зависимости от выполняемой деятельности.

Узнайте больше о том, за что отвечают отделы головного мозга!

 Передний мозг представлен большими полушариями и мозолистым телом, которое передаёт информацию из одного полушария в другое. Боковая, центральная и теменно-затылочная борозды разделяют кору на лобную, височную, теменную и затылочную доли. Передний мозг выполняет проводниковую и рефлекторную функции, так как в нём замыкаются рефлекторные дуги безусловных и условных рефлексов, поэтому передний мозг ещё называют конечным.

Мозжечок состоит из двух полушарий, соединённых средней частью – червём. Полушария покрыты слоем серого вещества – корой, которая имеет извилины. Белое вещество мозжечка образовано нервными волокнами. Мозжечок выполняет проводниковую функцию, выражающуюся в проведении импульсов из продолговатого мозга в вышележащие отделы головного мозга и обратно, и рефлекторную функцию, так как в этом отделе находятся центры координации движений, равновесия и позы тела, регуляции мышечного тонуса; с участием варолиева моста реализуются движения глазных яблок, сокращение мышц лица, обеспечивающих мимику.

Продолговатый мозг повторяет строение спинного мозга. Продолговатый мозг проводит импульсы из спинного мозга в вышележащие отделы головного мозга и обратно, выполняя проводниковую функцию. В этом отделе находятся центры безусловных рефлексов жизненно важных функций (дыхания, работы сердца и тонуса сосудов, а также пищеварения и защиты), за счёт чего выполняется рефлекторная функция.

Промежуточный мозг состоит из таламуса, метаталамуса, эпиталамуса и гипоталамуса. Реализуя проводниковую функцию, промежуточный мозг проводит импульсы от ствола мозга к большим полушариям и обратно. Рефлекторную функцию выполняют:

– таламус, являющийся высшим подкорковым центром всех видов чувствительности, кроме обоняния, вкуса и слуха. В нем не только переключаются чувствительные пути, идущие к коре головного мозга, но и осуществляется интеграция различных чувствительных импульсов, на основе которой формируются поведенческие реакции человека. Он регулирует сон и бодрствование, эмоции и психическую деятельность;

– гипоталамус, в котором имеются подкорковые центры вегетативной нервной системы (терморегуляции, регуляции обмена веществ, деятельности сердечно-сосудистой систем, голода и насыщения, жажды и др.). Гипоталамус продуцирует нейрогормоны, регулирующие работу гипофиза, а через гипофиз – деятельность других желез внутренней секреции.

Есть контакт!

С работой головного мозга тесно связан процесс чтения. Когда мы читаем, наш мозг активирует несколько различных областей, которые работают вместе для понимания и интерпретации текста.

Начинается процесс чтения с обработки визуальной информации в зрительной коре. Зрительные сигналы из глаз передаются в зрительную кору, где распознаются буквы, слова и предложения.

Когда мы видим слово, области мозга, ответственные за обработку языка и речи, начинают работать. Эти области помогают нам распознать звуки букв, соединить их в слова и понять их значение.

Мозг анализирует смысл слов и предложений, а также контекст, чтобы понять содержание текста. Здесь также активируются области, отвечающие за память, внимание и ассоциации.

Таким образом, весь процесс чтения основан на сложной сети связей между различными областями мозга. Каждая область выполняет свою специфическую функцию, но работает в тесном взаимодействии с другими.

Для мозга чтение представляется как процесс извлечения информации из любой символической системы посредством координации работы зрительной коры и височной доли.

Интересно знать!

Эволюция человеческого мозга длится более 200 миллионов лет. За это время наш мозг в отличие от остальных органов, не претерпевших столь существенных изменений, увеличился в 3 раза. С виду он представляет собой студенистую массу, похожую по консистенции на густую горчицу, весом около 1,5 кг, что составляет 2 % от общей массы тела.

В головной мозг входят 2 600 000 нервных волокон черепно-мозговых нервов, а выходят 140 000 волокон. Около половины выходящих волокон несут приказы к мышцам глазного яблока, управляя тонкими, быстрыми и сложными движениями глаз. Остальные нервы управляют мимикой, жеванием, глотанием и деятельностью внутренних органов. Из входящих нервных волокон 2 миллиона – зрительные.

За 1 минуту через головной мозг протекает 740–750 миллилитров крови.

Перерыв в снабжении кислородом и глюкозой хотя бы на одну минуту приводит к потере сознания.

Мозг является одновременно химической и электрической системой. Энергия тока, которую генерируют его нервные клетки, имеет мощность 25 ватт.

Исследования мозга продолжаются, и наука постоянно открывает новые факты, даёт ответы на вопросы о том, как мозг функционирует и какими возможностями обладает.

Исследование нейробиолога Чарльза Стивенса Солка, опубликованное в журнале «Наука» 13 октября 2023 года, выявило классификации типов клеток мозга на основе эпигенома (пластичной системы, функционирующей в соответствии с программой развития и реагирующая на воздействие внешних факторов), проясняя разнообразные категоризации, основанные на их эпигеномных отпечатках. Были обнаружены заметные различия в расстояниях контакта хроматина (нуклеотид, состоящий из ДНК и белков) между нейронами и не-нейронами. Понимание трехмерной организации генома клеток мозга было получено из отсеков, доменов и петель и их связи с доступностью хроматина и экспрессией генов. Кроме того, была выявлена ​​отличительная специфичность типа клеток в трехмерных особенностях генома. Исследование также выявило закономерности метилирования ДНК, специфичного для клеток, и его всеобъемлющие последствия для сетей регуляции генов. Были обнаружены региональные различия в коре и базальных ганглиях. Сравнительное исследование подчеркнуло сохранение типов клеток мозга и DMR у людей и мышей. Наконец, создание штрихкодов метилирования отдельных клеток (scMCodes) продемонстрировало огромные перспективы в точной идентификации типов клеток человеческого мозга. Подобно тому, как музыкальный файл или файл фотографии сжимаются для хранения, нейронная информация сжимается таким образом, что для эффективного функционирования этих областей мозга требуется только небольшая часть данных. Стивенс предполагает, что четыре области мозга (обонятельная кора, гиппокамп, мозжечок и базальные ганглии), на которые он нацелен, представляют информацию схожим, но немного различным образом. В конце двухлетнего периода гранта он надеется получить представление о том, как мозг использует сжатые ощущения и почему.

Эти факты и ещё больше интересных подробностей о функционировании и строении нашего мозга читатели могут узнать из книг, размещённых на выставке.
Чтобы ознакомиться с выставкой и взять книги, приходите с 11:00 до 18:00 с понедельника по пятницу по адресу: Детская библиотека, г. Лермонтов, ул. Ленина 20.
Выставка «Есть контакт» будет доступна до 1 августа включительно, но книги Вы сможете взять и позже в любое время согласно режиму работы библиотеки.

Наши контакты

Центральная библиотека, ул.Ленина, 18

Тел. (87935) 3-10-06
Email: cblerm@yandex.ru
 

Библиотека №1, ул. Октябрьская, 42

Тел. (87935) 3-52-04
Email: biblermf1@yandex.ru
 

Библиотека №2, пр. Солнечный, 5

Тел. (87935) 3-71-35
Email: lermlib2@yandex.ru
 

Детская библиотека, ул.Ленина, 20

Тел. (87935) 3-12-03
Email: biblermdb@yandex.ru

Во время посещения сайта МКУ ЦБС г. Лермонтов вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Более подробно об использовании Cookie можно узнать по ссылке Подробнее.

Я соглашаюсь с испрользованием файлов Cookie для этого сайта.